- НАПРЯЖЁННОСТЬ
- НАПРЯЖЁННОСТЬ.Психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Н. сопровождается изменением пульса, окраски лица, потоотделением, напряжением мышц, а также проявлением эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. д. Н. может быть только ситуационной или обусловленной индивидуальными особенностями личности. Различают следующие степени выраженности Н.: незначительная, быстро исчезающая и не оказывающая особого влияния на процесс обучения; длительная и выраженная, заметно отражающаяся на процессе обучения; выраженная только после определенной ситуации и поддающаяся воспитательному воздействию; длительная, резко выраженная, практически не поддающаяся педагогическому воздействию и обусловливающая необходимость отстранения от травмирующей деятельности. Снятие Н. учащихся на занятии – одна из важнейших задач преподавателя; может решаться с помощью общедидактических мер воздействия, таких как создание благожелательной атмосферы занятия, индивидуальный подход к обучаемому, а также специальных приемов. См. релаксопедия.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.